Функционирование арго в текстах песен (на материале английского и русского языков)
Ускова Анна Игоревна – кандидат филологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия
Кореев Игорь Владимирович – курсант 1 курса факультета авиационных средств связи, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия
Статья подготовлена для публикации в сборнике «Актуальные вопросы переводоведения и практики перевода».
Песенный жанр является одним из уникальных по своей массовости и имеет огромное социальное значение. Данный вид искусства популярен среди широкой аудитории. На сегодняшний день песня является способом репрезентации сообщений различного содержания, тематика которых включает в себя все сферы жизни. «Песня – это музыкально-вербальное произведение, в котором степень преобладания мелодической составляющей зависит от музыкального стиля» [3, c. 147]. Бесспорно влияние, оказываемое песней на слушателя, которое достигается единством текстового и музыкального оформления. Тем не менее, существуют жанры, в которых текстовая или музыкальная составляющая существенно преобладает.
Рубеж XX и XXI веков можно охарактеризовать как всплеск популярности таких направлений, как рэп и хип-хоп. Роль рэпа, являющегося формой социального протеста как для американского, так и для мирового общества, огромна. В текстах песен данного жанра отражается авторская реакция на события современного мира, а также призыв к революционным изменениям. Песня, таким образом, «являясь отражением духа времени, несет в себе специфическим образом воплощенную идеологию этого времени» [2, c. 15]. Несмотря на кажущуюся простоту, рэп-песни имеют огромный потенциал воздействия на аудиторию. В данном случае большая нагрузка ложится преимущественно на текст песни. Функция текста заключается в том, чтобы поставить акцент на эмоциональном компоненте, передавая типовые истории, рассказывающие о трудности жизни низших слоев общества.
Как культурное направление рэп сформировался в Америке еще в 70-х годах XX века. Музыка «социально-угнетенных элементов» представляя собой протест против дискриминации «черного» населения Соединенных Штатов. Поэтому основными идейными мотивами рэп-композиций являлись расовая и классовая борьба, криминальные реалии низших слоев населения.
В аспекте широты охвата тем жанр рэпа представляется одним из наиболее разнообразных, что подтверждается лексикой, употребляемой в текстах песен. Обилие сниженной и нелитературной лексики, среди которой преобладают сленгизмы и арготизмы, является специфическим языковым маркером данного направления музыки.
Тематическая направленность рэп-композиций варьируется от воспевания воспоминаний о прошлом до изображения реалий преступного мира и поднятия социальных проблем. Рэп-исполнители (ср. Eminem, 2Pac) в подробностях и с особым пафосом описывают уличную жизнь, немыслимую для них без воровства gaffle, наркобизнеса slang и вооруженных нападений stick up. Подчеркнутая грубость, индивидуализм наряду с высокой самооценкой выражается в характерном делении мира на «черное» и «белое», а общества на «своих» и «чужих». В текстах песен часто делается акцент на связь исполнителя с криминальным миром, который представляется единственным местом, где герой может реализовать себя посредством разбоя thuggin, а защиту от полиции можно получить, приняв покровительство от могущественной преступной группировки meal ticket.
В связи с ограниченностью продолжительности рэп-композиции во времени (от 4 до 20 минут), объемы текста должны иметь строгие рамки. Таким образом главной задачей автора является максимально четко выразить свою мысль или позицию в тексте при минимуме использованной лексики. При создании яркого образа и особой выразительности для этой цели и служит арго.
Наиболее популярными исполнителями данного жанра являются Coolio, Jay-Z, Wu-Tang Clan, 50Cent, Eminem и др., композиции которых изобилуют арготизмами, относящимися к сфере наименования разнообразных криминальных реалий: от сроков заключения и оружия до наркотиков и хранителей правопорядка: big time, mob, trey-eight, ten, crystal, punk, cop, blue-tops, hype, cash, diss, gangbang, bud, busta. Данные арготизмы придают тексту особую эмоциональную окраску, выражают отношения автора к окружающему миру, а также подчеркивают его близость к своей аудитории.
Для рэп-композиций характерна также автобиографичность, а так как автором и исполнителем часто является одно лицо, все это способствует его сближению с целевой аудиторией. Ярким примером такого исполнителя является американский рэпер Curtis Jackson (50 Cent), который вёл преступный образ жизни, торговал наркотиками и неоднократно оказывался в тюрьме. Зная о тюрьме и криминальных реалиях не понаслышке, автор старался наиболее точно отразить их в своих композициях. Так, например, во многих композциях исполнитель говорит о торговле и употреблении наркотиков: sugar turned to shit, duck the jake, turn 7 to 14, 14 to 28, an O to 62. Позиционируя себя как «criminal minded», 50 Cent подчеркивает свою исключительность и влиятельность: «9 millimeter, 9 shots , big rock, 9 carat stones, i'm in my own zone» [6].
Арготическая лексика часто присутствует и в названиях песен данного исполнителя: «Hustler’s Ambition», «P.I.M.P.», «What Up Gangsta?», «Curtis 187». Арготизмы встречаются и непосредственно в самом тексте песен. В этом случае они служат средством авторской оценки какого либо события, а иногда и средством самооценки.
Влияние западной культуры и музыки на рубеже XX и XXI веков достаточно сильно отразилась на мировоззрении российской молодежи. Желание подражать американскому стилю жизни приводит к заимствованию практики сочинения длинных песенных текстов на острые социально-политические темы, исполняющиеся под ритмичную музыку. Тематическая направленность российских рэп-композиций является одним из основополагающих различий от американского аналога. В связи с тем, что в России не было объективных социальных причин для естественного зарождения подобного вида искусства, начинающими рэперами была скопирована непосредственно форма, которая впоследствии стала наполняться новым содержанием. Так, например, противопоставление по расовому признаку как одно из основных идейных оставляющих рэп текстов в Америке было заменено на противопоставление богатых и бедных, образованных и необразованных, ведущих противоправный и законопослушный образ жизни. Данная тенденция была особенно характерна для первых композиций начала 90-х в связи с тем, что хорошо соотносилась с отечественной действительностью.
Вместе с тем русский рэп более лиричен, что вероятно связано с традициями отечественной лингвокультуры и в первую очередь с литературным наследием. Американскому рэпу лиричность менее свойственна – он наполнен прагматикой жизни. Кроме того, в русском рэпе отсутствуют мотивы исключительности, избранности, лидерства и превосходства, ярко представленные в американских дискурсивных практиках. Это, возможно, связано с тем, что афроамериканский рэп имеет сильный расовый посыл и с помощью песен пропагандирует расовую солидарность, а в ряде случаев и исключительность [1].
Одними из наиболее популярных отечественных рэп-исполнителей являются Каста, Гуф, Многоточие, Смоки Мо, 25/17, Noize MC. Темы для творчества российских рэперов варьируются от сугубо бытовых аспектов жизни до патриотических посылов к населению страны. При этом диапазон используемых арготизмов, которые достаточно часто включаются авторами в тексты песен, так же обширен, как и тематическая направленность композиций.
Современная отечественная действительность описывается в песнях рэп-исполнителей преимущественно в темных тонах: герой предстает перед проблемой выбора, поиска своего пути, он полон противоречий, душевной боли и одиночества. Такой, например, предстает в песнях группы «Многоточие» современная жизнь: «В стране теперь законы пишут воры-авторитеты, миллионы отмыли», «В нынешнее время каждый может окончить дни на нарах» [5]. В тоже время одним из главных мотивов в рэп-песнях отечественных исполнителей является мотив ностальгии по прошлому: «Не было больших бабок, крупных ставок, крутых иномарок, ненужных рамок. Пара банок пива, снаряд дешевого пойла. Ракета прущего дыма и море свободы» [4]. В текстах рэп-песен арготизмы используются для придания композиции особой выразительности и экспрессивности. При этом, учитывая целевую аудиторию слушателей, данный тип лексики является едва ли не единственным доступным для понимания.
Таким образом, русские рэперы посредством своих песен доносят до аудитории свои взгляды на жизнь и, зачастую, просто описывают происходящие вокруг них события. В целом отечественная рэп-культура значительно отличается от своих американских «корней». Как и по смысловому содержанию, форме подачи, так и по более разнообразному количеству поджанров.
Для рэп-исполнителей данный жанр становится не просто одним из музыкальных направлений, а средством общения и поиска взаимопонимания за пределами свой социальной группы. Обусловленное данным жанром использование арготической лексики способствует его быстрому распространению среди большой аудитории.
Список литературы
1. Дуняшева, Л. Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе (на материале жанров «блюз» и «рэп») : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Н. Новгород, 2012.
2. Лассан, Э. Лирическая песня как идеологический феномен / Э.Лассан // Политическая лингвистика. – 2009. – Вып. 4(30). – С. 14-31.
3. Самохин, И.С. Соотношение мелодической и вербальной составляющих в песенном дискурсе / И.С. Самохин // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2010. – № 3 (63). – С. 144- 147.
Список источников примеров
4. Баста. Моя игра. [Электронный ресурс]. URL: http://poduwechka.ucoz.ru/news/2009-03-05-91 (дата обращения 28.02.15).
5. Многоточие. Время России. [Электронный ресурс]. URL: http://rap-game.ru/publ/mnogotochie/mnogotochie_mir_ne_bez_tekst_pesni/116-1-0-3376 (дата обращения 28.02.15).
6. 50 Cent. Outlaw. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lyricsmode.com/lyrics/0-9/50_cent/outlaw.html (дата обращения 28.02.15).