+7 (831) 262-10-70

НИЖНИЙ НОВГОРОД, УЛ. Б. ПОКРОВСКАЯ, 42Б

+7 (495) 545-46-62

МОСКВА, УЛ. НАМЁТКИНА, Д. 8, СТР. 1, ОФИС 213 (ОБЕД С 13:00 до 14:00)

ПН–ПТ 09:00–18:00

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку во внеурочное время

Федорова Ольга Александровна — Магистрант, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия

Внеклассная работа по иностранному языку имеет существенное познавательное, воспитательное и интеллектуальное значение, ведь в наши дни в современном образовании все больше внимания уделяется самостоятельной работе учеников.

Внеклассная работа не только увлекает школьников и обогащает знание иностранного языка, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов. Она повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, и сквозь призму этих знаний ученикам интереснее узнавать о культуре своей страны.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы [1, с. 30]. Компьютерные технологии плотно вошли в нашу жизнь. Они не только облегчает работу учителя, но и помогают сделать процесс преподавания более интересным и продуктивным.

Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися, тем более во внеурочное время. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями, а также позволяет давать дифференцированные задания, которые подходят для любого уровня учеников [2, с. 87].

ИКТ заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют множество преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, то есть учет индивидуальных способностей и особенностей каждого обучающегося.

Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной деятельности позволяет повысить учебную мотивацию школьников; предоставляет широкий спектр содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной и познавательной деятельности; способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников; повышает активность учащихся; обеспечивает переход учащегося из состояния пассивного слушателя в состояние активного участника образовательной деятельности [4, с. 10]. Внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда.

В рамках внеурочной деятельности созданы все условия для включения учащихся в активный и увлекательный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Компьютеры, интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей и молодежь, образуя вокруг современного ребенка особый информационный мир, влияя на его сознание и развитие.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам информационных технологий относят электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы интернета, видео- и аудиотехнику, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, научно-исследовательские работы и проекты, а также многочисленные интернет-платформы, которые набирают все большую популярность в наши дни [3, с. 65]. С точки зрения направленности средства информационных технологий можно классифицировать следующим образом: для поиска информации (Yandex.ru, Mail.ru, Google.com), для работы с текстами (Microsoft Office), для автоматического перевода (translate.google.ru, AbbyLingvo), для хранения и накопления информации (CD и DVD, flash-накопители), для обработки и воспроизведения графики и звука (Microsoft Media Player, WinAmp, PhotoShop, CorelDraw), а также для общения (ICQ, Skype) [6, с. 41].

Среди интерактивных заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий следует отметить следующие: обмен электронными письмами с преподавателем и другими студентами; создание вики-страниц; ведение блогов и написание комментариев; создание интерактивных опросов; создание интерактивных заданий для формирования орфографических навыков в ходе взаимного обучения (например, на сайте LearningApps.org) и др.

Использование дифференцированных заданий помогает реализовать весь спектр дидактических свойств и функций ИКТ, что в значительной степени поможет интенсифицировать процесс обучения иноязычной письменной речи, так как средства ИКТ предоставляют реальную возможность общения учеников с учителем, с одноклассниками, а также с носителями языка. Так, например, сервис Twitter удобен для размещения кратких сообщений с целью информирования других пользователей о произошедших в жизни автора событиях в настоящий момент [5, с. 11]. Всевозможные мессенджеры, такие как ICQ, Viber, WhatsApp, позволяют моментально обмениваться текстовыми сообщениями. Блоги являются эффективными при размещении личной информации для общественного доступа (например, ведение дневника). Форум — это своеобразная виртуальная площадка для обсуждения тех или иных вопросов, а также для ведения аргументированных споров на различные темы. Во внеклассных мероприятиях по иностранному языку в настоящее время очень активно используются интернет-платформы для общения с носителями языка. Такие ресурсы позволяют не только вовлечь учеников в процесс обучения, но и совершенствовать уровень владения иностранным языком.

Познавательная деятельность, субъектом которой является школьник, имеет репродуктивный характер. Успешность внеурочной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата и т. д. Высокая результативность является результатом поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.

Современные школы имеют все возможности для создания благоприятных условий обучения. Учитель, работающий в такой школе, имеет огромное преимущество по сравнению с сотрудниками школ, которые были построены в советское время.

Также хочется отметить, что во время пандемии использование интернет-ресурсов в обучении оказало неоценимую поддержку, ведь благодаря им учитель мог поддерживать контакт с учениками и обучать их на расстоянии.

Опираясь на собственный опыт, хочется отметить, что при использовании информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеклассной работе интерес детей к изучению иностранного языка возрастает во много раз. Очень часто в своей работе на внеурочных занятиях для старшеклассников я использую смарт-доску, которая имеет огромной количество функций изучения иностранного языка. Для разноуровневых заданий используется Skysmart, которая позволяет подбирать задания для каждого ученика индивидуально и экономит время на проверку заданий. Также в период дистанционного обучения широко использовались такие интернет-платформы, как «Учи.ру», «Российская электронная школа» и «СберКласс», причем последний имеет огромное преимущество, которое позволяет заинтересовать учеников на внеклассных мероприятиях: помимо стандартных заданий в нем имеются задания, которые редко используются в учебном процессе, также «СберКласс» позволяет просматривать успехи и прогресс каждого ученика.

Совсем недавно при прохождении курсов мною было обнаружено очень интересная ИКТ, которая идеально подойдет для внеклассной работы по иностранному языку, особенно для старшей ступени, — это электронная доска Miro. Доска является электронным аналогом классической доски. С ее помощью можно не только наглядно показать учебный материал, но и организовать работу в парах и командах, визуализировать некий процесс, устроить мозговой штурм и просто провести увлекательное интерактивное занятие.

Библиографический список

1.    Бухаркина М. Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 29–33.

2.    Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. СПб., 2000. 191 с.

3.    Макаревич И. Г. Первые шаги в Интернете // Иностранные языки в школе. 2007. № 6. С. 36–40.

4.    Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка // Английский язык. 2008. № 4. С. 4–7.

5.    Протасеня Е. П., Штеменко Ю. С. Компьютерное обучение: за и против // Иностранные языки в школе. 1997. № 3. С. 10–13.

6.    Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 41–43.