+7 (831) 262-10-70

НИЖНИЙ НОВГОРОД, УЛ. Б. ПОКРОВСКАЯ, 42Б

+7 (495) 545-46-62

МОСКВА, УЛ. НАМЁТКИНА, Д. 8, СТР. 1, ОФИС 213 (ОБЕД С 13:00 до 14:00)

ПН–ПТ 09:00–18:00

Подкасты как инновационное средство совершенствования навыков аудирования

Фёдорова Ольга Александровна — Преподаватель иностранного языка, магистрант, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Задонск, Россия

В современном мире Интернет приобретает все большую популярность, поиск информации становится проще с каждым днем, но в интернете мы можем найти не только информацию, но также и разнообразные информационно-коммуникационные технологии, которые упрощают процесс обучения.

В наши дни владение иностранным языком является неотъемлемым навыком специалиста в любой сфере деятельности. Учебным заведениям различных уровней необходимо инвестировать огромные усилия и средства, для того чтобы обучающиеся смогли достичь желаемого уровня владения иностранным языком. Как результат, возникает огромный интерес к интеграции различных методологий с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). В действительности применение ИКТ в образовательной среде обусловлено необходимостью продолжения обучения в течение всей жизни.

Образовательные учреждения, отстающие в интеграции технологий и не развивающие цифровую среду, в скором времени не смогут больше удовлетворять потребности обществ, а значит, не смогут соперничать в условиях изменяющейся парадигмы образования. Современный преподаватель должен иметь опыт использования огромного количества новых информационных инструментов, таких как компьютер, планшет, интерактивные доски, проекторы, интернет, Skype, YouTube и др [3, с. 117].

Английский язык представляет собой предмет, в котором преподавателю необходимо создавать искусственную среду для лучшего усвоения языка. В данном случае на помощь приходят современные интернет-технологии. Среди них можно выделить компьютерные презентации, которые служат для наглядного представления материала, всевозможные онлайн-тренажеры, которые помогают более качественно усвоить материал, а также огромное количество интернет-платформ, которые очень пригодились в период дистанционного обучения.

Обучение аудированию включает два функциональных вида речевой деятельности: аудирование в процессе диалогического общения и аудирование связанных текстов в условиях опосредованного общения.

 

 

Термин «подкаст» представляет собой комбинацию из «под-» (айпод (Ipod) — портативный аудиоплеер компании Apple) и «-каст» (однокоренное со словом «трансляция» — broadcast [7, p. 91]). Подкаст представляет собой аудиофайл, в котором содержатся записи, в частности созданные на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы. Использование подкастов на уроках иностранного языка, а также во внеурочное время предполагает решение множества задач, среди которых можно выделить определенную структуризацию элементов иноязычной среды на всех этапах обучения, формирование и развитие навыков аудирования, максимальное приближение к иностранному языку. Для учителя иностранного языка очень важно создать для ученика искусственную атмосферу говорения [6, p. 117]. В данном случае подкаст является одним из самых выгодных механизмов. Во-первых, произношение говорящего максимально приближено к произношению носителей языка, во-вторых, слушая речь, учащемуся легче воспроизводить ее на подсознательном уровне, в-третьих, подкасты являются самым продуктивным методом формирования и совершенствования навыков аудирования. Подкасты являются примерами «живого» английского языка. Виду того, что для России это совершенно новое информационное явление, оно создается «молодыми для молодых», это значит, что ученик может услышать в подкасте ту же речь, которую он может услышать в обыденной жизни. Это способствует формированию необходимых речевых компетенций и речевого этикета.

Английские аутентичные подкасты, которые применяются в школе, можно условно разделить на две группы: лингвокультурные и лингвопрофилирующие [1, с. 106]. К линвокультурным подкастам можно отнести подкасты, в которых освещаются социально популярные темы, то есть косвенно рассказывающие об особенностях менталитета и культуры Англии. Их использование для совершенствования навыков аудирования может помочь не только в развитии речевой компетенции учеников, но и в построении «диалога культур». Например, подкасты Culips можно использовать для изучения разных жизненных тем с лексикой на каждый день. Скорость записанной речи невысокая, поэтому подойдет для начального и среднего уровней. Для более высокого уровня лучше использовать подкаст The Listening Project от BBC — высококачественный проект для тех, кто понимает беглую британскую речь. Ведущие и гости обсуждают различные актуальные темы современной реальности. Для учеников, имеющих начальный и базовый уровень, лингвокультурные подкасты будут полезны с точки содержания нейтральной лексики, примеров ее сочетания и использования в речи. На более высоком уровне подкасты данного вида могут быть полезны для проработки и понимания специфических лексических единиц иностранного языка [5, с. 9]. К примеру, The British English Podcast — подкаст, предназначенный для слушателей с уровнем английского intermediate и advanced. Ведущий — преподаватель английского языка по имени Чарли — рассказывает об особенностях британской культуры и акцента, учит фразеологизмам и сленгу, а также помогает в изучении фразовых глаголов и иных сложных грамматических особенностей английского языка.

Лингвопрофилирующие подкасты — это аудиозаписи, освещающие узконаправленные темы, с использованием специального языка и терминологии рассказывающие об определенной сфере научной или культурной жизни [2, с. 61]. К таким подкастам можно отнести The Naked Scientists — подкаст от исследователей Кембриджского университета, которые понятным языком объясняют сложные научные концепции. Каждый выпуск длится около часа и для удобства разделен на отдельные треки: подборку новостей из мира науки, ответы на вопросы слушателей и интервью с приглашенными учеными. Note to Self — подкаст от нью-йоркской радиостанции WNYC — знакомит слушателей с тем, как новые технологии и интернет меняют нашу жизнь. Воспринимая информацию, транслируемую данными источниками, ученики вовлекаются в современный информационный мир, расширяют терминологический словарь по выбранной специальности, узнают и интерпретируют определенные достоверные факты [4, с. 92].

В заключение следует отметить, что правильно подобранные подкасты помогут ученикам получить представление об английском языке на его современном этапе, не только воспринимать информацию на слух и расшифровывать ее, но и интерпретировать в необходимых целях, использовать в различных коммуникативных сферах. Так, подкаст становится не просто аудиоматериалом аудирования, но и инструментом вовлечения обучающихся в лингвокультурный диалог и даже в экстралингвистическую парадигму иностранного языка.

Библиографический список

1.       Писаренко В. И. Использование технических средств обучения иностранным языкам // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Технические науки. 2006. № 2. С. 104–107.

2.       Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Изд-во Института информатизации образования Российской академии образования, 2010. 140 с.

3.       Рольгайзер А. А., Демиденко К. А., Подгорная Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в условиях цифрового образовательного пространства вуза // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 116–126.

4.       Салин Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 91–93.

5.       Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8–11.

6.       Brown H. D. Principles of language learning and Teaching. N. Y.: Longman, 2000. 305 p.

7.       Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 211 p.