Геймификация в школьном иноязычном образовании (на примере обучения младших школьников)
Фёдорова Ольга Александровна — Преподаватель иностранного языка, магистрант, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Задонск, Россия
Иностранный язык, особенно английский, играет важную роль в современном мире. Вопросы, связанные с тем, стоит ли его изучать, в наше время не возникают. Английский язык как предмет является специфическим и сложным для многих учеников. Чтобы повысить интерес ученика младших классов к данному предмету, учитель должен выполнять разные роли одновременно, он должен идти в ногу со временем. Особый интерес у учеников вызывает применение на уроке современных информационно-коммуникационных технологий. В наше время существует огромное количество интернет-ресурсов и программ, которые способны разнообразить процесс обучения иностранному языку (ИЯ) в младших классах.
Для достижения высоких результатов в освоении ИЯ необходимо учитывать не только непосредственно учебную обстановку, но и обстановку в мире в целом. Так, в настоящее время огромную популярность имеют такие приложения, как TickTok, Like, и видеоигры. Младшие школьники представляют собой ту категорию людей, которая испытывает огромный интерес к данному виду деятельности. Поэтому можно предположить, что перенесение особенностей видеоигр, связанных с их структурой и механикой, в образовательный процесс может оказать положительное влияние на последний.
В данной статье мы будем рассматривать такую современную технологию, как геймификация на уроках ИЯ в младших классах. Рассмотрим алгоритм ее использования, а также ее преимущества и недостатки.
Под геймификацией понимается применение игры и игровых принципов в неигровых контекстах, к которым относится сфера обучения. Геймификация в обучении — это использование игровых правил современных онлайн-игр для повышения мотивации обучающихся и достижения высоких образовательных результатов [2, с. 38]. Геймификацию можно использовать практически в любом возрасте и на любом языковом уровне — будь это те, кто приобретает навыки грамотности, практикует навыки аудирования и разговорной речи или развивает навыки критического и научного мышления и решения проблем, а также повышает уровень цифровой грамотности.
Если рассматривать процесс образования в целом, то мы можем сказать, что он геймифицирован. К примеру, выполнение ребенком домашнего задания или ответ на уроке является в некоторой степени игрой, так как если он выполнит задание или даст правильный ответ, он получит хорошую отметку, или наоборот, допущение им ряда ошибок подразумевает получение плохой. Переход из одного класса в другой также является элементом игры («повышение уровня»).
К игровым элементам, которые могут быть дополнительно включены в образовательный процесс в младшей школе, можно отнести создание сюжета (стержня «квеста»), определение игровой цели, распределение ролей между учениками и создание из них команд, введение правил и испытаний, игровой механики и т. д.
Геймификация очень тесно связана с игровыми методами, и многие путают данные понятия. Основные черты геймификации — это веселье, мастерство, управление игроками, социальный контакт и особенно индикаторы прогресса (очки, значки, таблицы лидерства). Основное различие между геймификацией и игровыми технологиями — это интеграция игровой механики с обучающим контентом. Игровые технологии полностью объединяют данные составляющие, поэтому игра — это и есть процесс обучения [1, с. 41]. Геймификация прежде всего связана с поощрениями, которые мотивируют детей лучше учиться. В свою очередь, игровое обучение связано с играми, которые имеют развивающий эффект — дают детям определенные знания или развивают навыки.
Занятие, которое содержит некоторые из вышеперечисленных элементов и их черт, можно рассматривать как «геймифицированное» занятие [5, с. 141]. Лучшие комбинации, которые создают устойчивое взаимодействие, учитывают уникальные потребности учащихся и не просто используют очки и уровни, чтобы мотивировать «игроков». Самые эффективные системы геймификации используют дополнительные элементы, такие как связь с другими «игроками» — учениками, что в действительности позволяет уделить внимание интересам всех учащихся.
Для эффективного применения геймификации на уроке необходимо учитывать четыре основных критерия: это адаптация оценок к получению очков в игре, изменение коммуникации на занятии, изменение структуры занятия и изменение структуры учащихся класса [4, с. 14]. Оценивание учащихся по пятибалльной шкале постепенно уходит в прошлое. На уроке ИЯ, как и на любом другом уроке, может быть создана лестница очков опыта, по которой учащийся поднимается на уроке или на протяжении всей четверти. Так, например, одним из заданий для набора очков может служить составление монологического высказывания. Каждое сказанное учеником предложение соответствует одному очку опыта. Что касается изменения коммуникации, учитель может завершить постановку задания такими фразами, как «приступить к миссии» или «начать поиск клада». Для изменения структуры занятий учитель ИЯ может предложить выполнение «ежедневного задания», «еженедельного «глобального задания» и т. д. Чтобы изменить структуру класса, учитель может организовать учащихся в «гильдии» или «лиги», которые работают вместе, чтобы выполнять квесты и набирать очки.
Сюжет игры — это фундамент урока ИЯ. Самое главное для учителя — продумать и правильно сформировать сюжет [3, с. 74]. Путешествие — это интерактивная притча, анонимное онлайн-приключение, позволяющее пройти жизненный путь человека и пережить его встречи с другими людьми. Далее следует игровая цель, она не должна быть сформулирована как цель урока. При изучении темы “Clothes” может быть использована следующая предыстория и соответственно цель урока: “You are working as a secret agent and your work is usually to hide your appearance. Find clothes that will help you to do it”. Такая цель позволит учащимся усвоить больший объем теоретического материала, так как ознакомление с ним будет сопровождаться решением конкретных игровых задач (“choose your style”, “choose clothes” и т. д.)
Minecraft — отличная игра по построению мира, которая придает дополнительный смысл таким темам, как среда обитания, окружающая среда и история.
В процессе внедрения геймификации в обучение ИЯ младших школьников необходимо в некоторой степени побудить в учащихся чувство конкуренции. Исследования продемонстрировали, что соревнования стимулируют учащихся к изучению иноязычного материала и выполнению практических заданий [6, p. 56]. Это обусловлено тем, что каждый учащийся хочет увидеть свое имя в таблице лидеров.
Необходимо помнить о том, что цель состоит в геймифицировании процесса, а не результата. Бен Леонг, доцент кафедры вычислительной техники Национального университета Сингапура (NUS), заявляет, что должно быть четкое понимание того, что геймификация не зависит от знаний или навыков. Геймификация напрямую влияет на взаимодействие и мотивацию, и это косвенно ведет к приобретению большего количества знаний и навыков.
Многие учителя ИЯ сталкиваются с проблемой выбора игры, чтобы она дала результаты, или метода геймификации, чтобы он был интересен ученикам младших классов. В наше время существует множество уже разработанных и внедренных игр и методов, которые можно эффективно использовать на уроках ИЯ в младших классах. Например, игра The Farm служит для изучения лексики по теме «Животные», а также заботе о них. Хорошо всем известную игру The Sims можно внедрить для изучения таких тем как, “Family”, “My Day”, “Clothes”, “Responsibilities” и т. д.
Нельзя сказать, что образование стало просто развлечением и игрой, но в каждом случае игры интегрируются в ряд других учебных мероприятий. Методы геймификации расширяют традиционные образовательные инструменты, такие как лекции, дискуссии, отчеты, домашние задания, поездки и тесты.
Библиографический список
1. Жаркова Т., Сороковых Г. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. М.: Флинта, 2014. 320 с.
2. Инновации в педагогической и культурно-просветительной деятельности на Европейском Севере / Сост., отв. ред. А. В. Борчук. Архангельск: СФУ им. М. В. Ломоносова, 2014. 282 с.
3. Камянова Т. Успешный английский: системный подход к изучению английского языка. М.: Эксмо, 2017. 280 с.
4. Литвиненко О. П. Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в средней школе // Концепт. 2013. № 1. С. 207–209.
5. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия, 2008. 223 с.
6. Stieglitz S, Lattemann C., Robra-Bissantz S. Gamification: using game elements in serious contexts. N. Y.: Springer, 2017. 163 p.