+7 (831) 262-10-70

НИЖНИЙ НОВГОРОД, УЛ. Б. ПОКРОВСКАЯ, 42Б

+7 (495) 545-46-62

МОСКВА, УЛ. НАМЁТКИНА, Д. 8, СТР. 1, ОФИС 213 (ОБЕД С 13:00 до 14:00)

ПН–ПТ 09:00–18:00

Развитие коммуникативной компетенции учащихся средствами игровых технологий

Карасёва Елена Владимировна — Канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия

Стремительное развитие общества требует от современных специалистов готовности к межкультурному общению. Целью обучения становится не изучение языка, а умение говорить на языке, то есть осуществлять личное и профессиональное общение на иностранном языке. Проблема поиска и внедрения в работу преподавателя инновационных методов обучения в современных условиях волнует многих методистов. Задача статьи — показать приемы освоения навыков межкультурной коммуникации, способы развития интереса к обучению иностранным языкам.

В первую очередь следует красочно представить учащимся страну изучаемого языка, вызвать у них желание обязательно посетить эту страну в личных целях или в связи с дальнейшей профессиональной деятельностью. Социокультурная компетенция является составляющей частью коммуникативной компетенции, поэтому знакомство с реалиями страны изучаемого языка, ее спецификой вызывает у учащихся интерес к дальнейшему изучению этой страны и языка. Страноведческая информация может презентоваться как на аудиторных занятиях, так и во время внеклассной деятельности, позволяющей не только изучить, но и «прожить» какие-то специфические ситуации, характерные для изучаемой страны (инсценировки праздников, виртуальные экскурсии по зарубежным музеям и т. п.).

Внеклассная работа помогает преодолеть возникающие при говорении языковые и психологические трудности. Атмосфера доброжелательности, непринужденности, отсутствие ярко выраженного контроля со стороны учителя, предварительная подготовка к внеклассным мероприятиям, творческая атмосфера и многое другое позволяют преодолеть проблемы, которые испытывают учащиеся при овладении навыками говорения. Снимается психологический барьер, который затрудняет говорение именно в рамках урока. Таким образом, коммуникативная активность учащихся возрастает.

В ходе внеурочной работы растет мотивация — «внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении» [3]; отрабатываются знания, умения и навыки, полученные в ходе урочной деятельности. В ходе выполнения интерактивных творческих заданий раскрывается личность ученика, появляется желание говорить на языке, снимаются психологические зажимы, препятствующие говорению на уроке.

Очень эффективны приемы ролевой и деловой игры, позволяющие проиграть вживую какие-либо события, соотносимые с социокультурной информацией [1]. Ролевая игра на иностранном языке полезна для постижения мультикультурного мира, формирования профессиональных качеств, учит работать в команде [5]. Игра (ролевая и деловая) способствует достижению общих интересов в групповой работе [4].

В процессе любой деловой игры, посвященной страноведению, автоматизируются навыки речевого умения и закрепляются социокультурные знания. Например, группа школьников «посещает» «Музейный остров» в Берлине. В ходе инсценировки необходимо использовать профессионально ориентированную лексику, относящуюся как к обычному общению (элементы small talk), так и к специфике музейного комплекса в целом. Расширенный вариант предложенной инсценировки может содержать различные диалоги, касающиеся темы путешествия, видов транспорта в Берлине, приобретения билетов и, в завершение, обсуждение впечатлений после путешествия.

Тему праздников целесообразно осваивать в ходе проведения мероприятий, посвященных какому-либо конкретному торжеству, например Пасхе или Рождеству. Для погружения в соответствующую атмосферу к подобным мероприятиям необходимо готовиться заранее. Для знакомства со спецификой Рождества в Германии необходимо изготовить заранее или в ходе самого мероприятия рождественские адвент-календари, рождественские венки, приготовить специальные рождественские блюда. В план мероприятия целесообразно включить театрализованные постановки, рождественские песни, мастер-класс по изготовлению рождественского венка и — в конце — чаепитие.

Речевая практика — главное условие успеха в обучении коммуникации на иностранном языке. Важно не навязывать языковые средства говорения и алгоритм высказывания [2, с. 136]. Достаточно предложить предсказуемые диалоги для отработки коммуникативных умений.

В рождественское мероприятие можно включить театрализованные полилоги «На ярмарке», «В пекарне», «За столом». Владея необходимым лексическим минимумом, учащиеся сумеют проявить индивидуальность, ведя диалог в заданном формате. Следует поставить задачи, решаемые в ходе диалога: купить на ярмарке подарки родственникам и вручить их за праздничным столом, продать рождественские сладости в пекарне. Погружение в условные ситуации позволяет сформировать профессиональную личность [6, с. 201–202].

Таким образом, включение в обучение регулярной внеклассной работы, содержащей игровые технологии, повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Библиографический список

1.    Бедрина В. В., Петрова Е. И., Тарасова Е. Ю., Смирнова Н. А. Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2015. № 2 (2). URL: http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2015-god/2/19-statya-2015-2/140-00029.

2.    Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студ. филол. фак. Рязань: Приз, 2011. 330 с.

3.    Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2000–2001. URL.: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about.

4.    Сахно Е. М., Логвина С. А. Психологические факторы, определяющие процесс обучения профессиональной лексике // Символ науки. 2016. № 4-2 (16). С. 175–178.

5.    Чудайкина Г. М., Логинова Н. Ю., Костоварова В. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам: теория и практика // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 4. С. 82–92.

6.    Шайхисламова Л. Ф. Ролевые игры на основе информационно-коммуникационных технологий в обучении диалогической речи студентов неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (54). С. 201–204.