+7 (831) 262-10-70

НИЖНИЙ НОВГОРОД, УЛ. Б. ПОКРОВСКАЯ, 42Б

+7 (495) 545-46-62

МОСКВА, УЛ. НАМЁТКИНА, Д. 8, СТР. 1, ОФИС 213 (ОБЕД С 13:00 до 14:00)

ПН–ПТ 09:00–18:00

Развитие у студентов навыков вербального общения и речевого этикета при обучении английскому языку

Алимова Мальвина Руслановна — Старший преподаватель кафедры теории и практики перевода, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Махачкала, Россия

Исаева Хамисат Зауровна — Канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков, Махачкала, Россия

Связь между языком и его значением не является прямой. Одной из причин этого является сложная безграничность семантики современных языков, включая английский [1, c. 51]. Язык продуктивен в том смысле, что существует бесконечное число слов и фраз. Нет предела словарному запасу языка, так как новые слова вводятся ежедневно. Слова — это не единственное, что нам нужно для общения, хотя они тесно связаны с вербальными и невербальными символами с точки зрения того, как мы производим смысл языка. Каждый символ представляет собой некоторое значение, связанное с определенной деятельностью. Развитие коммуникации является эффективным методом обучения, совершенствования технических коммуникативных навыков студентов, а также эмпатии [7, c. 147].

Вербальная коммуникация помогает выражать различные потребности и задавать вопросы, которые дают нам конкретную информацию. Вербальная коммуникация также используется для описания вещей, событий, людей и идей, помогая людям информировать, убеждать и принимать во внимание. Иначе говоря, словесные выражения помогают нам общаться с другими людьми, объясняя наши наблюдения, мысли, чувства и потребности.

Хорошие коммуникативные навыки являются источником уверенности в себе, позволяя человеку иметь больший контроль над собственной жизнью, получая знания, эффективно исследуя, организуя и представляя идеи и аргументы [5].

Навыки вербального общения являются необходимым инструментом для успешного изучения любого предмета; даже изучение этих навыков потребует времени, лучшие практики могут помочь студентам быстро учиться и применять знания в работе. [6]. Коммуникативные навыки рассматриваются как способность, используемая для передачи и получения различного рода информации. В этот период общение становится необходимым для личностного роста, благодаря которому общающиеся люди обретают себя, развивают уверенность в себе и определяют отношения.

В частности, даны методы, помогающие студентам совершенствовать навыки вербального общения и речевого этикета, по следующим элементам: как выбирать лексику для той или иной темы разговора, используя ключевые фразы (через различные диалоги); при просмотре фильмов студенты смогут понимать язык, зрительный контакт, акценты; а также то, как перефразировать и обобщать разговорную речь и отвечать на различные типы вопросов. Данная статья имеет актуальное место в лингвистике в связи с важной ролью речевого общения и речевого этикета в процессе изучения и преподавания языка. Тема тесно связана с методологией, что обусловлено существенными методами обучения навыкам вербального общения и речевому этикету.

Для учителей очень важно иметь достаточные навыки эффективного общения, поскольку они рассматриваются как одна из необходимых детерминант успеха в преподавании и обучении. При осуществлении учебного процесса учителя должны сочетать вербальные и невербальные коммуникативные навыки. Учитель — это тот, кто всегда объясняет и представляет учебный материал классу, для этого учитель должен проявить достаточно навыков говорения и письма. Учитель обязан понимать вербальную коммуникацию учащихся и уметь помочь им улучшить свои навыки. Благодаря вербальным коммуникативным навыкам, устным или письменным, расширяется словарный запас, развиваются навыки выбора правильных слов, чтобы передать смысл аудитории. Вербальные способности также связаны с умением логически организовывать слова. Что еще более важно, коммуникация — это проявление точного и открытого отношения к изменению информации между учащимися и студентами. Коммуникация тесно связана с культурой [3, c. 208–209]. Тем не менее, сама культура может быть проблемой в построении взаимодействия, потенциально вызывать непонимание. Языковые проблемы могут быть связаны с проблемами слуха и произношения, скорости, тона и мелодии.

Участниками данного исследования являются преподаватель и студенты, ведущие образовательный процесс. Адекватное общение студентов и преподавателя показывает их этический уровень в процессе изучения и преподавания языка. Этика — это одна из самых важных вещей, в которой люди нуждаются ежедневно повсюду. Здесь надо подчеркнуть регуляцию этического общения в обучении иностранному языку.

Компетентные и квалифицированные коммуникаторы — это этические коммуникаторы, которые берут на себя ответственность за создание и воздействие сообщения в различных контекстах, включая средства массовой информации, межличностные, межкультурные, профессиональные и общественные области. Стимулирование морального воображения является ключевым фактором, помогающим студентам осознать проблемы коммуникативной этики. Они учатся взвешивать личные интересы относительно интересов других, поэтому их коммуникативные навыки могут построить этическое измерение в мире, в котором они живут. В связи с этим через анализ терминологии в данной статье описывается термин речевой этикет.

Речевой этикет входит в лингвокультурную картину мира. Владение речевым этикетом, понимание его зависит от поведения людей. Особую роль в изучении иностранного языка играет выбор формул речевого этикета. Без речевого этикета невозможно ни вступить в общение, ни поддерживать общение, ни завершить его. Речевой этикет — это совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной значимости высказываний, принятых в данной культуре. Речевой этикет, в частности, включает слова и выражения, используемые людьми для прощания, просьбы и извинения, принятые в различных ситуациях, формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т. д. Изучение речевого этикета занимает особое место на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных наук [2, c. 250–251]. С другой стороны, речевой этикет можно рассматривать с точки зрения языковой нормы. Таким образом, представление о правильной, культурной, нормализованной речи включает определенные представления о норме в области речевого этикета [4, c. 756].

Способы выработки коммуникативных навыков

Некоторые характеристики эффективных вербальных коммуникаторов очень необходимы, включая активное слушание, адаптивность, адаптацию своих стилей общения для поддержки ситуации, ясность, уверенность и напористость, конструктивную обратную связь для предоставления и получения ее, эмоциональный интеллект для выявления эмоций и управления ими, эмпатию, навыки межличностного общения как социальные навыки, которые особенно полезны при построении сильных аргументов, интерпретации языка, открытость, терпение, упрощение сложного и рассказывание историй.

Путь к достижению мастерства в вербальном общении заключается в упоминании атрибутов, относящихся как к учителю, так и к ученикам. По сути, существует множество техник и инструментов, которые учитель может использовать для улучшения навыков вербального общения у учащихся. Здесь полезно применять такие технологии, как видео и аудио, которые сегодня играют самую важную роль. Кроме того, они будут интересны и эффективны для студентов и учащихся.

1.   Просмотр фильмов, моделирующих навыки общения

Разговор — один из основных и необходимых навыков общения. Он позволяет людям делиться мыслями, мнениями, идеями и получать информацию. Хотя это может показаться простым на первый взгляд, эффективные разговоры включают обмен мнениями, состоящий из таких элементов, как язык, зрительный контакт, подведение итогов, перефразирование и ответ.

Студенты могут изучить основные элементы беседы, просматривая фильмы или видео о происходящих взаимодействиях. Учитель может поставить видео на паузу и задать такие вопросы, как: «Какое сообщение посылает слушатель, скрестив руки? Что еще вы можете сказать, наблюдая за языковыми выражениями в разговоре?».

2.   Усиление активного слушания

Общение — это не только разговор, но и слушание. Учитель может помочь ученикам развить навыки аудирования, прочитав подборку текстов, а затем проведя в классе дискуссию и отразив содержание объяснений учеников. Активное слушание также означает слушание для понимания, а не для ответа. Укрепляйте формирование хороших навыков слушания, поощряя студентов задавать уточняющие вопросы, чтобы полностью понять сообщение оратора.

3.   Групповые презентации и задания

Упражнения по сплочению команды также могут помочь студентам отточить как устные, так и письменные навыки общения. Это не только дает студентам возможность работать в небольших группах, тем самым уменьшая часть давления, но также позволяет им обсуждать свои мнения по очереди и работать вместе для достижения общей цели.

4.   Открытые вопросы

В тех случаях, когда студентам для ответа требуется более одного или двух слов, открытые вопросы жизненно важны для вдохновляющего обсуждения и демонстрации того, что существует множество способов восприятия вопроса и ответа на него. Учитель может установить таймер для неформальных бесед и проблем учащихся, чтобы использовать открытые вопросы. Например, учитель может показать детям разницу в том, насколько больше информации они могут получить, спросив: «Что вам больше всего понравилось в песне?», а не просто «Вам понравилась песня?».

5.   Задания, способствующие развитию критического мышления

Еще один метод повышения коммуникативных навыков студентов, основанный на задачах, — это упражнения на развитие критического мышления. Это может быть сделано устно или с помощью письменных заданий, которые дают студентам возможность творчески ответить на вопросы, используя собственные слова и выражения.

6.   Рефлексивные возможности обучения

Запись чтения студентами выбранного текста или видеозапись групповых презентаций — отличный метод оценки их сильных и слабых коммуникативных сторон. Студенты могут поразмышлять над своим устным выступлением в небольших группах. Затем попросите каждого студента проанализировать других, чтобы они могли привыкнуть к конструктивной критике.

Помимо этих приемов и методов, существуют и другие мероприятия по совершенствованию навыков вербального общения студентов, такие как ролевые игры, которые показали эффективные результаты.

Эффективные навыки вербального общения включают больше способностей, чем просто речь. Вербальная коммуникация включает как способы доставки сообщений, так и способы их получения. Коммуникация — это необходимый навык, который важен для каждого студента, преподавателя и человека, даже для работников, которые могут четко и эффективно передавать информацию, чтобы ее высоко ценили работодатели. Сотрудники, которые могут интерпретировать сообщения и действовать соответствующим образом на основе полученной информации, имеют больше шансов на успех в работе. Без речевого этикета невозможно ни вступить в общение, ни поддерживать его, ни завершить. Речевой этикет рассматривается как совокупность требований к определенной форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной значимости высказываний, принятых в данной культуре.

Библиографический список

1.    Вали  У., Гаргури  Б., Бен Хамаду А. Усиление меры сходства предложений семантическими и синтаксико-семантическими знаниями // Вьетнамский журнал компьютерных наук. 2017. № 4. С. 60.

2.    Керекша И. А. Речевой этикет как компонент культурного минимума // Молодой ученый. 2019. № 7. 260 с.

3.    Пиллер И. Лингвистика и межкультурная коммуникация // Компас языка и лингвистики. 2007. № 1. 226 с.

4.    Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта, 2008. 1239  с.

5.    Emanuel R. Critical Concerns for Oral Communication Education in Alabama and Beyond // Education Research International. 2011. https://doi.org/10.1155/2011/948138.

6.    Reith-Hall E., Montgomery P. PROTOCOL: Communication s kills t raining for i mproving the c ommunicative a bilities of s tudent s ocial w orkers: A s ystematic r eview // Campbell Systematic Reviews. 2019. No. 15. https://doi.org/10.1002/cl2.1038

7.    Vogel D., Meyer M., Harendza S. Verbal and non-verbal communication skills including empathy during history taking of undergraduate medical students // BMC Medical Education. 2018. No . 18. P .  157.